8 (800) 101-55-57 | Бесплатный звонок по РФ, 24/7

Как и какое моторное масло выбрать для двигателя?

Опубликовано: 20.06.2024
Время на чтение:
Количество прочтений: 1180

Качественное моторное масло предотвращает износ ДВС, обеспечивает эффективность его работы, участвует в терморегуляции, защищает компоненты силового агрегата от коррозии и загрязнений… Но только в том случае, если оно подобрано грамотно. В этой статье мы расскажем, на что обратить внимание при выборе моторного масла, чтобы ваш двигатель служил максимально долго.

Содержание статьи:

Важные функции моторного масла

Большинство автовладельцев считает, что масло используется для достижения единственной цели – смазывания пар трения для их защиты от преждевременного износа. Но в реальности оно фактически является полноценным компонентом силового агрегата, который выполняет целый ряд критически важных задач.

vibrant-colors-water-create-abstract-wave-pattern-generated-by-ai.jpg

Изображение от vecstock на Freepik

  1. Обеспечение смазывания движущихся деталей двигателя. Да, первая и наиважнейшая задача действительно состоит в том, чтобы предохранить пары трения от преждевременного износа. Моторное масло должно легко проникать к поверхностям соприкасающихся деталей и создавать между ними масляный клин, исключая прямой контакт движущихся элементов.
  2. Охлаждение и терморегуляция двигателя. А вот о том, что моторное масло полноценно участвует в терморегуляции ДВС, знают немногие. Именно оно отводит тепло от стержней клапанов, деталей цилиндропоршневой группы, вкладышей коленчатого вала и распредвала, масло охлаждает и подшипники турбины. Не говоря уже о том, что благодаря низкому коэффициенту трения, который обеспечивает использование высококачественного моторного масла, в процессе работы двигателя вырабатывается гораздо меньше тепла. Для турбированных, форсированных и высоконагруженных моторов требуется масло с улучшенными термоокислительными характеристиками.
  3. Предотвращение загрязнения деталей. Хорошее моторное масло эффективно очищает двигатель, в его состав входят моющие присадки: детергенты и дисперсанты, которые борются с образованием шлама, налета, смолистых отложений, лака и продуктов сгорания топливовоздушной смеси. Масло защищает двигатель и от воды, превращая ее в эмульсию. Отметим, что моторное масло должно удерживать в своей массе мельчайшие металлические продукты износа ДВС, чтобы они не оседали на деталях мотора. А в случае с дизельными силовыми агрегатами оно должно удерживать в своей структуре и сажу, предотвращая образование ее сгустков.
  4. Защита компонентов двигателя от коррозии. Моторное масло должно обладать высочайшими антикоррозионными свойствами. В его задачу входит создание на металлических поверхностях тонкого, но очень стойкого защитного слоя, предотвращающего контакт металла с воздухом и влагой. А эффективные антикоррозионные присадки и активные ингибиторы коррозии повышают защиту компонентов ДВС, ведь наличие в масле продуктов ржавления металлов может повысить интенсивность износа пар трения.
  5. Обеспечение штатной работы ДВС. Правильно подобранное моторное масло повышает эффективность двигателя, обеспечивая ресурсосбережение и топливную экономичность, что влияет на экологичность выхлопа. От его характеристик зависит штатная работа гидрокомпенсаторов. Кроме того, от параметров моторного масла зависит срок службы дорогостоящих систем очистки выхлопных газов и сажевого фильтра, если последнее касается дизельных ДВС. В самых современных бензиновых силовых агрегатах (с непосредственным впрыском) моторное масло участвует в процессе воспламенения топливовоздушной смеси.

При таком внушительном объеме задач моторное масло должно очень эффективно защищать пары трения, быть устойчивым к высоким температурам и ударным нагрузкам, а также сохранять свои свойства на протяжении всего срока службы. Неправильно подобранное масло способно вывести ДВС из строя.

closeup-auto-repairman-checking-car-oil-workshop.jpg

Изображение от Drazen Zigic на Freepik

Виды моторных масел

Сегодня на рынке присутствуют три основных типа моторных масел: минеральные, синтетические и полусинтетические. Предлагаем разобраться в том, какие из них способны защитить двигатель вашего автомобиля наилучшим образом.

  1. Достоинства и недостатки минерального масла. Этот продукт получают путем прямой перегонки и первичной очистки нефтепродуктов. Его главное достоинство – невысокая цена. Применение «минералки» оправдано для экономии в малооборотистых двигателях с большим объемом заливки либо при эксплуатации автомобиля в мягких климатических условиях. Дело в том, что из-за большого объема органических примесей такое масло быстро окисляется, склонно к накоплению воды, раньше густеет в мороз, хуже защищает пары трения от износа, имеет меньший срок службы и демонстрирует невысокие ресурсосберегающие показатели. Кроме того, минеральное масло ускоренно деградирует при длительных тепловых нагрузках и перепадах температур.
  2. Достоинства и недостатки синтетического масла. Оно гораздо дольше сохраняет стабильность своих характеристик, имеет более равномерный молекулярный состав, который создает прочную и устойчивую защитную пленку на парах трения. Оно лучше сопротивляется тепловым нагрузкам, перепадам температуры и давления. Качественная «синтетика» одинаково эффективно защищает мотор в жаркую погоду и сильные морозы, имеет низкую испаряемость, обеспечивает легкий и безопасный пуск мотора зимой.

Синтетические моторные масла получают несколькими способами: гидрокрекингом, GTL (конверсия природного газа) и PAO (полиальфаолефины). Базовые масла на основе PAO отличаются наивысшей стойкостью к окислению, отменной стабильностью вязкостных характеристик, выдающейся низкотемпературной текучестью, высоким индексом вязкости, низкой испаряемостью, а также пролонгированным сроком эффективной работы.

«Синтетика» идеально подходит для современных, высокофорсированных и высоконагруженных двигателей, в том числе оснащенных турбиной. К минусам «синтетики» можно отнести только ее высокую стоимость.

  1. Преимущества и недостатки полусинтетических масел. Полусинтетическое моторное масло представляет собой смесь синтетической и минеральной основ с добавлением пакета функциональных присадок. Качественная «полусинтетика» может содержать до 70 % синтетического материала, иногда в ее состав добавляют определенную часть базового масла на основе PAO. Главным преимуществом «полусинтетики» является оптимальное сочетание цены и характеристик, которые ближе к синтетическим, чем к минеральным показателям. Минусы – меньшие термоокислительная стабильность и параметры защиты пар трения, а также больший расход масла на угар и меньший срок службы.
    Такое масло прекрасно подойдет для двигателей ранних конструкций, в том числе не оснащенных каталитическим нейтрализатором. Некоторые производители рекомендуют «полусинтетику» для автомобилей с большими пробегами. В ряде случаев она предпочтительнее для обкатки ДВС, особенно отечественного производства.

mechanic-pouring-oil-into-car-engine.jpg

Изображение от peoplecreations на Freepik

Главный параметр при выборе моторного масла

Как мы писали выше, базовая задача моторного масла – защищать пары трения от ускоренного износа путем создания на поверхностях соприкасающихся деталей тонкой и устойчивой масляной пленки. Чем выше вязкость масла, тем толще образуется защитная пленка при достижении рабочей температуры мотора. И тем сложнее ее «смахнуть» с движущейся детали. Чем вязкость ниже, тем тоньше защитный слой и тем легче он «рвется». При этом каждый мотор проектируется под конкретные параметры вязкости, так как зазоры в парах трения у различных двигателей неодинаковые. Если ошибиться с выбором вязкости, то даже очень дорогое и качественное масло не сможет защитить пары трения. 

Попробуем объяснить с помощью серьезного упрощения. Скажем, моторы ранних конструкций имеют очень большие, по сегодняшним меркам, зазоры между кольцами поршней и стенками цилиндров, а современные ДВС, наоборот, очень маленькие. Моторы последних поколений обладают тончайшими масляными каналами, которые в сечении могут быть немногим шире иголки, а у некоторых старых моторов в масляный канал легко пройдет карандаш.

Поэтому для двигателей ранних конструкций подходит только масло с высокой вязкостью, так как более жидкое не создаст достаточной защитной пленки и пары трения будут ускоренно изнашиваться. Современный мотор потребует масла с низкой вязкостью, так как его тепловые зазоры минимальны, а слишком густая смазка не будет в состоянии проникнуть к парам трения, что вызовет масляное голодание, перегрев и выход из строя ДВС.

Именно поэтому стоит максимально ответственно относиться к выбору моторного масла по параметрам вязкости, которые описывает классификация SAE J300. Рекомендации автопроизводителя по данному критерию всегда есть в инструкции к вашему автомобилю.

Нередко автопроизводитель предлагает на выбор несколько вариантов вязкости для разных климатических условий эксплуатации и пробегов авто, эти рекомендации также стоит учитывать при покупке.

Выбор масла по спецификациям

В технической документации обычно указаны допуски автопроизводителей по спецификациям SAE, API, ACEA или ILSAC. Они описывают применяемость масла для конкретных типов, конструкций и поколений двигателей, экологические параметры, характеристики энергосбережения, совместимость масла с различными типами систем очистки отработавших газов и сажевых фильтров.

Предлагаем рассмотреть расшифровку некоторых классификаций на примере полностью синтетического моторного масла TAKAYAMA SAE 0W-20 ILSAC GF-6А, API SP.

Соответствие спецификации ILSAC GF-6A обозначает, что перед нами энергосберегающее масло последнего поколения, предназначенное для моторов самых передовых конструкций. Оно подходит для бензиновых ДВС с непосредственным впрыском, так как защищает их от LSPI. Такое масло обеспечивает улучшенную защиту двигателя от износа и образования отложений, способствует существенному снижению расхода топлива, обладает превосходной стойкостью к окислению, наилучшим образом защищает турбокомпрессор и системы нейтрализации отработавших газов любых конструкций.

Допуск API SP, которому также соответствует масло TAKAYAMA SAE 0W-20 ILSAC GF-6А, API SP, это тоже самая современная спецификация, которая рекомендует применение данного продукта для моторов последних поколений. Оно дает несколько основных преимуществ для передовых ДВС: защиту от LSPI, защиту цепи ГРМ, защиту турбины от отложений.

Масла уровня API SP отвечают наиболее жестким требованиям по устойчивости к окислению и сокращению образования шламов, превосходят характеристики масел предыдущих классов, обеспечивая улучшенную защиту двигателя.

Такое моторное масло, несмотря на низкую вязкость, рекомендовано для всесезонного применения в современных ДВС. Также оно подходит для использования в моторах внутреннего сгорания гибридных автомобилей и совместимо с различными видами биотоплива.

oil-pollution-water-created-with-generative-ai-technology_185193-110077.jpg

Изображение от atlascompany на Freepik

На что еще обратить внимание при выборе моторного масла?

Далеко не каждый бренд моторного масла применяет при производстве своих продуктов высокотехнологичные базовые основы и пакеты присадок. Поэтому мы рекомендуем отдавать предпочтение только ведущим производителям, таким как японский бренд Takayama. В этом случае вы сможете быть уверены в максимальной защите двигателя вашего автомобиля.

При производстве моторных масел Takayama применяются только высококачественные базовые синтетические масла и инновационный пакет присадок, разработанный корпорацией Japan Chemical Innovations, которой и принадлежит бренд Takayama.

Масла Takayama создаются на основе технологии ADAPTEC, позволяющей сохранить ресурс ДВС и повысить его топливную экономичность. Суть технологии ADAPTEC в использовании модификаторов трения на основе сложных органических эфиров/имидов, дитиокарбамата молибдена (MoDTC, органического молибдена).

Формула ADAPTEC подстраивается под различные режимы работы мотора и обеспечивает максимальную защиту его компонентов в любых условиях. Кроме того, в формуле состава значительно улучшены свойства металлидных противоизносных и антиокислительных присадок для максимально долгой и эффективной защиты двигателя.

Улучшенный пакет модификаторов вязкости и дисперсантов гарантирует быстрый и легкий запуск двигателя при низких температурах. Оптимальный состав пакета противоизносных и моющих присадок вкупе с использованием умной технологии ADAPTEC обеспечивают превосходную защиту двигателя от износа, увеличенный межсервисный интервал и предотвращение образования отложений. Кроме того, масло защищает системы снижения токсичности выхлопов, помогая держать в чистоте дизельные сажевые фильтры.

Для вашего удобства мы запустили онлайн-сервис по подбору масла: вам достаточно ввести марку, модель и год выпуска автомобиля, чтобы получить профессиональную рекомендацию по применимости конкретных продуктов.


Поделиться:

Проверено: 20.06.2024

JCI Corporation

Технический специалист JCI Corporation

Оцените материал!

Читайте также

Полусинтетическое моторное масло 10W-40
Полусинтетическое моторное масло 10W-40

Полусинтетическое моторное масло SAE 10W-40 предназначено для бензиновых и дизельных двигателей легковых, коммерческих, грузовых автомобилей. Подходит...

19.10.2020

Моторное масло SAE 5W-40 API SN/CF
Моторное масло SAE 5W-40 API SN/CF

Правильный выбор моторного масла напрямую влияет на состояние силового агрегата. Это одна из наиболее важных жидкостей, предназначенных для поддерж...

02.12.2020

Как заменить масло в АКПП
Как заменить масло в АКПП

Автоматическая коробка передач – один из ключевых узлов современного автомобиля. Продлить срок службы АКПП можно своевременной заменой трансмисс...

25.11.2020

Синтетическое масло для дизельных двигателей
Синтетическое масло для дизельных двигателей

В нашей стране распространено заблуждение, что хорошая солярка – это основной компонент здоровья дизельного мотора. Но в реальности качествен...

20.10.2023

Как проверить уровень масла в АКПП
Как проверить уровень масла в АКПП

Трансмиссионная жидкость, используемая в автоматических коробках передач, выполняет несколько иные функции, чем масло в МКПП. Она служит, прежде вс...

19.10.2020

Регламент промывки системы охлаждения
Регламент промывки системы охлаждения

В каких случаях и в каком порядке требуется промывать систему охлаждения

14.09.2022

Все статьи