8 (800) 101-55-57 | Бесплатный звонок по РФ, 24/7

Как правильно заменить трансмиссионную жидкость в АКП?

14.12.2022

Чтобы гарантировать надежность, безотказность, максимальный ресурс автоматической коробки передач, необходимо с определенной периодичностью менять в ней трансмиссионную жидкость (Automatic Transmission Fluids [ATF]). Существует два основных способа проведения данной технической операции.  Первый предполагает ее частичную (до 50-60% объема) замену, а второй – полную (97-98% объема). Какому из них следует отдать предпочтение и почему?


Замемна масла в АКПП

Метод полной замены

С точки зрения обеспечения наилучших условий работы агрегата, гарантирования его надежности и безотказности, достижения максимального ресурса альтернативы у полной (или аппаратной) замены трансмиссионной жидкости нет. Ключевым моментом, влияющим на указанные выше факторы надежности, безотказности и ресурса, является чистота (делаем на этом акцент) смазочного материала, а также состояние его пакета присадок и основы. Под чистотой мы понимаем количество продуктов износа,  которые находятся в смазочном материале во взвешенном состоянии. Чем абразива больше, тем активнее он воздействует на поверхности трения, вызывая их износ и разрушение. Из этого следует, что только полная замена трансмиссионной жидкости может обеспечить максимальную защиту всех компонентов автоматической коробки передач.


Однако у данного метода есть ряд существенных недостатков. Главный из них – большие затраты. Они складываются из цены смазочного материала, которого для полной замены требуется в 1,3-1,5 раза больше номинального объема, а также стоимости услуг технического специалиста, который может грамотно выполнить данную процедуру на различных типах автоматических трансмиссий. О том, насколько это важно, мы расскажем ниже.


Также к недостаткам метода полной замены трансмиссионной жидкости следует отнести малое число специализированных сервисных центров, которые имеют техническую возможность ее проведения, обладают специальными установками, которые подключаются к гидравлической магистрали радиатора АКП. Данное оборудование дорогое, его приобретают в основном крупные СТО, имеющие постоянную загрузку и большой поток автомобилей, приезжающих на ремонт и обслуживание.


Важно отметить, что помимо установки необходим также целый арсенал различных фитингов, переходников, адаптеров для ее подключения к магистрали. И мастер, выполняющий работу, обязан уметь сделать это грамотно, с учетом конструктивных особенностей конкретной АКП и ее расположения в автомобиле (продольное – задний привод или поперечное – передний привод).  Вот почему квалификация работника СТО, выполняющего работы по обслуживанию автоматических коробок передач  имеет большое значение.   

Метод частичной замены

Метод частичной замены трансмиссионной жидкости не предъявляет к квалификации выполняющего данную операцию мастера особых требований. Не требуется и сложного оборудования. Помимо стандартного набора слесарного инструмента для проведения работ необходимо иметь динамометрический ключ, используемый для затяжки сливной пробки, а также болтов крепления поддона, если технология предусматривает его демонтаж. Данная операция выполняется с целью замены или, как вариант, промывки фильтра, очистки улавливающих продукты износа (стальная стружка) магнитов. Относительная простота и невысокая стоимость метода частичной замены трансмиссионной жидкости, поспособствовала его широкому распространению. Данную услугу могут оказать в любом сервисном центре. По силам ее выполнить и рядовому автовладельцу, имеющему необходимый инструмент и базовые навыки слесарного ремонта.


Процесс замены трансмиссионной жидкости частичным методом достаточно прост. Мастер откручивает сливную пробку и сливает находящуюся в картере агрегата ATF,  после чего доливает аналогичный объем смазочного материала для обеспечения требуемого уровня. Если автоматическая коробка конструктивно предусматривает  доступ к фильтру для его замены, то для выполнения данной операции демонтируется поддон. Фильтр можно заменить как самостоятельную деталь (выполнен в виде отдельного элемента), так и вместе с поддоном, если он в него интегрирован.


На ряде АКП замена фильтра предполагает частичную разборку агрегата, что является технически сложной операцией и, как правило, в ходе проведения ТО не выполняется. Такие автоматические коробки передач наиболее требовательны к чистоте масла, так как, если в нем будет содержаться большое количество загрязнений, фильтровальный материал может забиться раньше расчетного времени. Это, в свою очередь, приведет к падению давления в системе смазки, нарушит нормальную работу гидроблока, исполнительных механизмов (поршней, сжимающих пакты фрикционов) и приведет к сбоям в функционировании АКП.


Стоит отметить, что при своевременной замене трансмиссионной жидкости ресурса фильтра (по параметру грязеемкости) с запасом хватит вплоть до капитального ремонта агрегата, при проведении которого он и будет заменен.


Главным минусом метода частичной замены трансмиссионной жидкости является невозможность полного обновления смазочного материала, так как из картера агрегата сливается примерно 50-60% ATF от ее полного объема. Следовательно, гарантировать надежную защиту автоматической коробки передач невозможно.


Эффект от частичной замены трансмиссионной жидкости можно улучшить, произведя данную работу два и более раз последовательно. Тем самым процент обновленного смазочного материала в общем его объеме будет расти с каждой последующей его заменой. Например, при второй замене показатель увеличится с 50 до 75%. Данный подход к проведению рассматриваемой нами сервисной операции имеет право на жизнь, но нужно понимать, что он каждый раз увеличивает затраты и на смазочный материал.

Совместимость трансмиссионных жидкостей

Чтобы замена гидравлической жидкости дала ожидаемый эффект, ее нужно правильно подобрать для конкретной автоматической коробки передач. Особенно это важно при методе частичной замены, когда происходит смешение смазочных материалов различных производителей. Чтобы избежать снижения эксплуатационных характеристик получаемой при этом смеси, важно убедиться в соответствии выбранной ATF требуемому стандарту и наличию у нее нужных спецификаций.


Данная информация содержится в каталогах. Например, с характеристиками трансмиссионных жидкостей TAKAYAMA можно ознакомиться на странице трансмиссионные масла. Для более точного подбора смазочных материалов TAKAYAMA и оптимизации интервалов их замены в зависимости от условий эксплуатации автомобилей, можно обратиться за консультацией на горячую линию технической поддержки по номеру телефона 8 (800) 101-55-57.


Все статьи