8 (800) 101-55-57 | Бесплатный звонок по РФ, 24/7

Ресурсные испытания моторного масла TAKAYAMA

Опубликовано: 05.12.2023
Время на чтение:
Количество прочтений: 1737
Масло TAKAYAMA с наработкой 9 692 километра и 387 моточасов – что с ним стало?
Моторное масло TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4 отработало в двигателе автомобиля-такси Kia Cerato, принадлежащего компании «Voyage» (г. Наро-Фоминск), 9 692 километра и 387 моточасов. Каковы результаты?
FOTO-6.jpg

Как работает конкретное моторное масло в двигателе конкретного автомобиля можно узнать, только протестировав его в реальных условиях эксплуатации. Именно натурные, а не лабораторные (стендовые) испытания дают объективную оценку смазочному материалу. Иные способы определения свойств и качеств моторного масла непременно вызывают споры в интерпретации полученных результатов.

Компания такси «Voyage» (г. Наро-Фоминск) провела на принадлежащем ей автомобиле Kia Cerato независимые ресурсные испытания моторного масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4, которое отработало 9 692 километра и 387 моточасов. Какие получены результаты?

Независимый сервис + независимое такси + независимая лаборатория = объективный результат.

Именно по такой формуле и были построены испытания моторного масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4, которые проводились зимой 2023 года. Скажем больше, для максимальной объективности указанный выше смазочный материал был приобретен не в фирменном магазине, а в известном гипермаркете, который находился недалеко от автосервиса, где выполнялось техническое обслуживание машины. Следовательно, гипотетически масло мог приобрести любой автолюбитель, и оно могло попасть в мотор любого автомобиля.

Никакой подготовки ДВС. Все как в реальной жизни

Прежде чем залить испытываемое масло в двигатель, механики сервисного центра сняли клапанную крышку для оценки количества и типа загрязнений, которые скопились под ней. Для наглядности приводим фото состояния мотора. Как видим, за более чем 300 000 километров, в течение которых мотор обслуживался с периодичностью раз в 10 тыс. км, на деталях головки блока цилиндров образовались отложения. Назвать их количество незначительным – нельзя. Следовательно, они откажут негативное воздействие на свежее масло, которое будет их постепенно растворять, смывать и удерживать во взвешенном состоянии.

Особо отметим, что несмотря на обнаруженное загрязнение ДВС, его промывку перед заливкой свежего масла не выполняли. На это были две веские причины:

Первая – было важно максимально приблизить условия работы испытываемого масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4 к реальным. В обычных условиях эксплуатации при переходе с одного типа масла на другое или с продукта одного бренда на другой промывка мотора, как правило, не производится.

Вторая – загрязнения в моторе создали дополнительную нагрузку на свежий смазочный материал. Это важно с точки зрения оценки скорости изменения свойств масла (его ключевых показателей) вследствие попадания в него смытых отложений и смешения с несливаемым остатком.

Реальная машина, а не лабораторный двигатель

Как испытать масло, чтобы получить результаты максимально приближенные к реальным? Для этого нужно проводить тестирование смазочного материала не в лаборатории, а на автомобиле, который перемещается по дорогам общего пользования. А еще лучше, если машина будет эксплуатироваться интенсивно. Под это требование подходят машины-такси, которые ежедневно выходят на линию в мороз, жару, дожди и т.д., возят пассажиров на разные расстояния, стоят в пробках, ездят по трассе – и все это 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.

Испытание моторного масла в «режиме такси» интересно также с точки зрения возможности относительно быстро (за короткий период времени) набрать заданный пробег по интервалу технического обслуживания (как вариант, наработку в моточасах).

Чем еще интересно испытание масла в моторе автомобиля-такси? Фирма «Voyage» работает в сегменте пассажирских перевозок. Следовательно, к продаже масел не имеет никакого отношения. А раз так, то и продвигать какой-либо бренд смазочного материала перевозчик не заинтересован. А это придает испытанию еще большую объективность.

Испытание в моторе с большим пробегом

Парк легковых автомобилей стареет. Это неоспоримый факт. Пробеги очень многих легковых автомобилей исчисляются не десятками, а сотнями тысяч километров. Следовательно, для объективных испытаний моторного масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4 необходим был автомобиль с большой наработкой. Пробег Kia Cerato на начало ресурсных испытаний моторного масла составил 310 199 км. Это более половины его ресурса.

Ставка на автомобиль корейского бренда

Корейцы до недавнего времени были хитами продаж на рынке новых автомобилей, а сейчас уверенно держат лидерство на «вторичке». Следовательно, результаты испытаний будут интересны большому числу автовладельцев, которые ищут достойную замену оригинальным маслам, а также продукции именитых западных брендов, покинувших российский рынок смазочных материалов. Kia Cerato пользуется спросом как у частных покупателей, так и среди таксопарков.

Автомобиль, на котором проводились испытания масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4.

Марка / модель - Kia Cerato

Год выпуска – 2014

Пробег на начало ресурсных испытаний моторного масла - 310 199 км.

Двигатель: рабочий объем / мощность – 1,6 л / 130 л.с

Почему для испытаний выбрали моторное масло вязкостью (SAE) 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4?

Вязкость и уровень эксплуатационных свойств (класс качества) масла были заданы сервисным центром, обслуживающим парк автомобилей такси «Voyage», которому принадлежала участвующая в ресурсных испытаниях масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4 машина Kia Cerato.

Для рассматриваемых нами автомобилей производитель допускает использование масел от (SAE) 0W-20 до (SAE) 5W-40. Выбор в пользу вязкости (SAE) 5W-40 обусловлен был тем, что пробег автомобиля на начало ресурсных испытаний перевалил за 300 000 километров, и его мотор имел некоторый износ.

По этой же причине (большая наработка двигателя) для испытаний было взято полнозольное масло API SN/CF ACEA A3/B4. Именно оно максимально эффективно будет противостоять процессам окисления, в том числе вызванным попаданием в смазочный материал накопленных в ДВС загрязнений. Об их наличии было указано выше. На скорость окисления масла также будет влиять и количество проникающих в картер мотора газов. Выбор полнозольного масла продиктован и сложными условиями эксплуатации автомобиля-такси. В частности, речь идет о продолжительной работе двигателя на холостом ходу (ожидание клиента, более длительные прогревы зимой и т.д.), что приводит к образованию сажи и попаданию ее в масло.

Как обеспечивались объективные результаты испытания моторного масла.

Первое – их проводил независимый эксперт, который выполняет данную работу для различных производителей смазочных материалов, поставщиков ГСМ, эксплуатирующих организаций и транспортных компаний.

Второе – испытание моторного масла производилось на автомобиле-такси, который принадлежал частной транспортной компании.

Третье – техническую поддержку проекта выполнял независимый сервис, который использует для обслуживания машин масла иных производителей. Интерес СТО – оценка качества и ресурса нового для них смазочного материала.

Четвертое – все пробы моторного масла, которые отбирались из картера ДВС, для проведения экспертизы передавались в аккредитованную лабораторию МИЦ ГСМ (г. Москва).

Пятое – для проведения испытаний моторного масла была взята машина такси с пробегом более 300 000 километров, что отражает состояние большинства транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

Шестое – испытания моторного масла проводились в зимний период, когда на смазочный материал приходится большая нагрузка. Именно в таких условиях масло должно показать заложенный в него потенциал: способность противостоять окислению из-за продолжительной работы на холостом ходу и разбавления несгоревшим топливом, уверенный пуск мотора на морозе.

Отборы проб – четыре этапа

Для того чтобы эксперты могли наблюдать динамику изменения свойств испытываемого моторного масла и строить прогнозы по его остаточному ресурсу, отбор проб выполнялся каждые 2 500 километров пробега. Так как назначенный сервисным центром интервал ТО для автомобиля Kia Cerato составляет 10 000 км, то всего потребовалось выполнить четыре отбора проб.

Важно: после каждого отбора проб масла в объеме 160 мл водитель доводил его уровень в картере мотора до нормы. Канистры масла объемом четыре литра хватило на весь пробег от ТО до ТО – 10 000 километров, с учетом доливки. Это означает, что двигатель практически не расходовал масло на угар, следовательно, он находился в отличном техническом состоянии и имел (несмотря на пробег более 300 000 км) небольшой износ. Низкий расход масла на угар также говорит и о высоком качестве основы моторного масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4.

Для удобства оценки изменения свойств моторного масла в ходе роста его наработки результаты четырех анализов проб сведены в единую таблицу.

Результаты анализа проб моторного масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4
Наработка, км (моточасы) 2 539 (94) 5 082 (195) 7 903 (316) 9 692 (387)
Средняя скорость, км/ч 27 26 25 25
Индикаторы износа
Железо, мг/кг 18 23 30 40
Хром, мг/кг 0 1 1 1
Олово, мг/кг 1 0 0 0
Алюминий, мг/кг 2 3 6 9
Никель, мг/кг 0 0 0 0
Медь, мг/кг 0 0 0 0
Свинец, мг/кг 0 0 0 0
Молибден, мг/кг 179 182 189 194
Присадки
Кальций, мг/кг 2653 2626 2707 2780
Магний, мг/кг 374 365 373 392
Цинк, мг/кг 902 886 905 949
Фосфор, мг/кг 781 763 779 809
Барий, мг/кг 0 0 0 0
Бор, мг/кг 0 0 0 1
Загрязнение
Кремний, мг/кг 10 15 15 15
Калий, мг/кг 0 0 0 0
Натрий, мг/кг 0 0 0 0
Вода, % 0 0,1 0,13 0,12
Гликоль, % 0 0 0 0
Топливо, % 0 0 0 0
Степень окисления, А/см 12 14 17 18
Степень нитрования, А/см 9 10 11 12
Состояние масла
Вязкость при 100°С, мм²/с 13,03 12,85 12,79 13,22
Вязкость при 40°С, мм²/с 79,31 78,49 78,34 84,07
Индекс вязкости 166 164 164 159
Щелочное число TBN (ASTM D 4739), мг КОН/г 9,26 8,22 7,02 6,92
Кислотное число TAN, мг КОН/г 3,02 3,37 3,95 4,11

Незначительный разброс данных анализа проб масла продиктован погрешностью лабораторного оборудования.

Изменение щелочного и кислотного числа (мг КОН/г).

Рисунок9.png
Щелочное число – синяя линия. Кислотное число – оранжевая линия.

Изменение индекса вязкости масла

Рисунок10.png
Изменение индекса вязкости находится в допустимых пределах.

Изменение вязкости масла при 100°С, мм²/с

Рисунок11.png
Рост значения вязкости масла после его наработки 7 903 км (316 моточасов) связан с накоплением в смазочном материале продуктов износа и окисления.

ВЫВОДЫ

  1. При пробеге автомобиля 9 692 километров наработка моторного масла составила 387 моточасов. Следовательно, при назначении интервала технического обслуживания конкретно взятого автомобиля, работающего в режиме такси и выполняющего перевозки пассажиров преимущественно в городской черте, ориентироваться на показания одометра нельзя. Критерием выбора интервала ТО должна быть наработка в моточасах.
  2. Несмотря на большую наработку моторного масла в моточасах (387), у него сохранился достаточный запас по щелочному числу 6,92 мг КОН/г (кислотное число - 4,11 мг КОН/г). Это свидетельствует о том, что масло сохранило способность противостоять окислению и к очередному техническому обслуживанию еще имело достаточный остаточный ресурс. Несмотря на это, превышать достигнутые в процессе ресурсных испытаний показатели наработки масла не рекомендуется.
  3. Анализ показателей износа отработавшего масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4 говорит о том, что смазочный материал сохранил свои свойства, качества и гарантирует защиту ДВС от износа на всем протяжении сервисного интервала. Так как все значения маркеров износа находятся в допустимых пределах, можно сделать вывод, что мотор, несмотря на большой пробег (наработку в моточасах), находится в полностью исправном состоянии.
  4. Анализ показателей загрязнения моторного масла свидетельствует о том, что при проведении ТО используются качественные фильтры. Система питания исправна. Система охлаждения герметична.
  5. Моторное масло TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4 подходит для применения в моторах корейских автомобилей с большим пробегом. Гарантирует защиту технически исправного(!) ДВС при наработке смазочного материала до 350 моточасов.


Поделиться:

Проверено: 05.12.2023

JCI Corporation

Технический специалист JCI Corporation

Оцените материал!

(2 голосов, в среднем 5 из 5)

Читайте также

Трансмиссионное масло ATF III
Трансмиссионное масло ATF III

Трансмиссионное изготавливается на основе базового масла с пакетом присадок, причем синтетическое является наиболее эффективным. Но что значит прис...

02.12.2020

Какое моторное масло заливать в TOYOTA CAMRY?
Какое моторное масло заливать в TOYOTA CAMRY?

Японский седан Toyota Camry поступил на мировой рынок почти четыре десятилетия назад – в 1982 году. Модель добилась огромного коммерческого у...

29.11.2021

Как правильно заменить трансмиссионную жидкость в АКП?
Как правильно заменить трансмиссионную жидкость в АКП?

Как правильно заменить трансмиссионную жидкость в АКПП? Плюсы полной замены масла. Особенности метода частичной замены. Как улучшить эффект от част...

14.12.2022

Масла TAKAYAMA для мотоциклов
Масла TAKAYAMA для мотоциклов

Продуктовый портфель моторных масел TAKAYAMA для мототехники включает в себя четыре линейки смазочных материалов MOTOTEC: 7000, 5000, 3000 и 1000. Каж...

23.04.2024

Какое моторное масло заливать в Honda Accord?
Какое моторное масло заливать в Honda Accord?

С момента появления первых образцов Honda Accord прошло почти полвека. На российский рынок этот автомобиль поступил в 1997 году, когда модельный ря...

12.12.2021

Как самостоятельно долить масло в АКПП
Как самостоятельно долить масло в АКПП

Жидкость, которая заливается в коробку-автомат, отличается от смазки, предназначенной для МКПП. Это связано с различиями в принципах работы агрегат...

26.11.2020

Все статьи